История Рода Медведя

Ну, надо с чего-то начать...

"Стой, путник! Скажи, чей ты и откуда. Назови свое имя, или - умри!"

Уже много лет, как не слышен этот стародавний вызов при встречах на дороге. Никто больше не окликает трижды чужака, чтоб решить - стоит ли биться с ним насмерть, или, пропущенный за спину, он не нанесет удара. Но память наша по-прежнему говорит, что силен человек многим, а пуще всего - своим родом-племенем. На поиски себя, своего места в мире, на поиски опоры в родовых корнях подталкивает нас, забывших слишком многое, голос крови. Кому-то везет чуть больше, и он узнает от старших о своих предках. Кому-то везет меньше, его род разметан по земле войнами, нелегкими судьбами старших, поисками доли в дальних краях. А знать, кто ты, чей и откуда - важно для каждого. Можно, конечно, и без опоры подняться, да только это сложнее стократ.

Иногда прошлое дает о себе знать само. Правда, боится человек видений, боится впасть в морок. Тем ценнее крупицы историй о том, как жили, чему радовались, о чем горевали те, чья кровь течет в наших жилах.

Сейчас я расскажу вам одну такую историю. О жизни, радостях и печалях славного рода Медведя. Частично это - воспоминания, спровоцированные памятью крови ныне живущих, частично - то, что удалось выудить из памяти самой Планеты. Начальная информация была получена человеком в состоянии полуяви и проверена всеми доступными нам способами. Потом, хвала богам, получилось заглянуть подальше вперед и назад относительно первого пришедшего сюжета. Нам тоже не хотелось входить в морок, даже самый интересный, поэтому то, что нам открывалось, многократно проверяли не только мы, но и другие группы, работающие в похожих направлениях. Это не похоже на связный рассказ летописи, пока есть неясные части мозаики, но пусть так и останется, без додумывания...

Ах, да... место и время. Территория нынешней Левобережной Украины, примерно II-I век до н.э. Раньше - может быть, позже - вряд ли.


 
 
 
Обретение дома.
 
 
 
Они стояли на опушке леса. Беглецы, потерявшие дом, уставшие и оборванные. Позади был долгий путь через степи, леса, через земли соседей - добрых и не очень.

Далеко на востоке остался их сгоревший посад. Слишком далеко он стоял в степи, слишком внезапно налетели черные всадники на мохнатых лошадях. За помощью к соседям было не поспеть, а врагов оказалось слишком много. И тогда, чтобы не губить весь род, старшина приговорила - оставаться на стенах всем, у кого взрослые дети. А молодым - уводить скот, уносить малышей, уходить к новым местам, потому что посаду - гибель неминуема. Старшину - не ослушаешься. Пошли, оставляя близких, унося в сердце горечь пополам с яростью. Дорога оказалась нелегкой, почти все лошади пали. Люди шли все дальше на запад в поисках места, где смогут Дети Медведя жить в мире (хотя относительным было тогда это понятие). Их пропускали через свои земли другие племена, помогали беглецам, чем могли. В то время не было над Гардарикой единой власти человеческой, но одним богам пели, один закон соблюдали. Род Медведя славен был сильными воинами, добрыми и мудрыми женами, красивыми детьми. Звали их остаться у себя многие. Но беглецы, во имя тех, кто и жизнью своей и смертью роду служил, не хотели принять иного имени. Не могли они допустить, чтоб растворился Род Медведя среди даже самых достойных иных родов.

Последними остались позади земли радимичей. Радимичи и подсказали, что от силы в десяти днях пути по лесной тропе есть место, где может, понравится, может, получится новый посад поставить.

И вот - лес остановил свое круженье. Перед путниками была просторная поляна, целое поле, где и селище, тыном обнесенное, можно поставить на первое время, и под пашню земли хватит, и уцелевшей скотине на прокорм останется. Трава почти в рост человеческий, может, и земля хороша. И шум воды слышно, и скальная гряда, что закрывает поляну с запада - хорошее прибежище. Может, и впрямь тут остаться?

Пока взрослые, очумевшие от лесной духоты, стояли да глядели, маленькая девочка, четырехлетняя Ана, пошла вперед одна. Не успела мать окликнуть непоседу, как неожиданно из густой травы, взревев, вздыбился над ребенком медведь.

Что творилось в душах человеческих в этот момент - трудно описать. И за девочку страшно, жаль ее, тем более, что Ана выделялась не только синевой глаз и белыми волосами среди сероглазых и русоволосых родичей, умна была не по годам. И кидаться спасать ребенка - значит, рисковать жизнью взрослого мужчины, да может, и не одного, а воинов мало, все наперечет. И, кто знает, может, это сам Медведь, или того пуще - сам Велес? Может, с этой жертвой все несчастья рода прекратятся, ведь когда беда за бедой тянется, без крови редко обходится...

Иной миг - в полжизни покажется. Только и успели выхватить короткие мечи, да кто-то оглянулся в поисках дубины поприкладистей. Только мать руки вскинула. А медведь, что стоял на дыбках над ребенком, рыкнул для порядка, опустился на четыре лапы, да и пошел себе в лес. Даже не торопился особо. Вот уж задача. Ясно, что знак подали людям, да только как понять его правильно, можно тут оставаться, или снова придется по лесам бродить? Тут большуха выручила. Огляделась, осмотрелась, о чем-то с ветвями пошепталась... Как в юности учили, сообразила, где ближайшее лесное святилище - дом Мудрых Женщин. Всего-то оказалось, пара дней ходу. Сказала князю да прочим, чтоб лагерь ставили, а сама взяла с собой двух молодок (лес-то чужой пока), мечи прихватили, да пошли.

Дней пять прошло. Женщины вдруг зашумели, огни загасили, детей собрали вместе, да князя позвали. Сейчас, говорят, придут, кого ждем. И правда - выходят из леса большуха с молодками, а за ними еще девять женских фигур. Жрицы пришли, ведьмаки. И, видно, важное дело оказалось - Старшая тоже пришла. Перво-наперво, поздоровались. Старшая с князем разговор завела, а прочие ведуньи расспросили каждого, от мала до велика, что он видел, да где стоял, да что в этот миг думал. После собрали всех сызнова. Встали родичи, Ану с матерью в середину поставили. Против них - лесные ведьмаки в ряд. И начался тут танец под странную песню. Не шелохнувшись, стояли люди, слушали и глядели. А перед ними на поляне скользили в хороводе девять женщин, плели свое тайное кружево. Поворот, круг, змейка, петля, поворот за поворотом, снова круг... И голос к голосу сплетается иное кружево, песня, что забыть - не можешь, да и вспомнить - не получится. На последней строке расплелось последнее кольцо, развернулись ведьмаки в ряд перед людьми, и разом и те, и другие, друг другу поклонились... Песня стихла, а Старшая ведьмака и говорит: "Место счастливое, живите, коли хотите, до срока род ваш не прервется". Развернулись ведьмаки, да одна за другой и ушли в лес... Та, что шла последней, обернулась через плечо, улыбнулась - тут и с людей оцепенение спало, задвигались, заулыбались. Стало быть, бедам край пока что.

Поставили на той поляне на первую зиму селище, а позже и посад. Поначалу нелегко было, зерна у соседей заняли, а вот лен только выкупить можно было, ан не на что. Года три из крапивы ткань делали. Но - обжились потихоньку, жизнь наладили. А девочку ту, Ану, прозвали Аной-Медведицей. Только тогда еще не знал никто, что дальше ждет Детей Медведя...