...кому славу поем...
...у кого совета просим...
...с кем радостью делимся...
 
 
...боги Руси...
 
...не будет порядка в этом рассказе... нельзя делить богов по ранжиру... они – все вместе... просто человеку с кем легче общаться – того и признает...
...вспомним их имена... одни – все еще знакомые, другие – давно позабытые... С годами люди множили имена, ипостаси, множился пантеон... Я напомню только главные из имен... попробуйте произнести их вслух...
Сварог и Макошь, Перун, Стрибог, Правда и Кривда, Велес, Живена с Мореной, Коляда, Ярила, Таусень и Дажьбог, Лада, Леля, Авось и Купала, Сварожич, Агуня, Спорыш и Хорс...

...ну, начнем, благословясь...

 
 
Превыше всего сущего – Рок.
Нет ему храма, нет имени, нет лица. Точка разворота Вселенной, неумолимый закон Жизни и Смерти. Закон Бытия. Року – и боги подвластны. Согласен, или не согласен человек, Рок – не отменить. Не замечает его лишь глухое сердце. Но сознание человеческое неспособно вместить это. Потому, когда происходит нечто, неподвластное ни мыслям, ни чувствам, неосознаваемое, неопознанное, но – происходит, то говорят – Рок. Рок – воплощение Закона Вселенной. Самое главное напоминание, что всё сущее – части единого целого.
 
 
Сварог. Высший Иерарх Планеты. У Ричарда Баха – Великий Сверкающий Абсолют. Максимальная ступень, до которой может дойти редкий живой человек, обращаясь к Творцам. Не попросить ничего у Сварога, кроме суда и совета душе. До земных страстей нет ему дела. Ему поклон и боги отдают. Он их Отец и Учитель...
Высшее Знание может дать человеку Сварог. Но труден путь к его чертогам. Святые, пророки, духовные учителя народов лишь изредка приближаются к этим воротам. Впрочем, о путях человеческих разговор – не сейчас...
 
 
Правит Русью – Макошь. Великая Мать Мира. Главная богиня этой земли. Она не ниже и не выше Сварога. Великая Мать. И – Мать всех богов...
Любящая, всепрощающая и... беспощадная в своей справедливости. Всякая земная мать хоть что-то, да берет от Матушки.
Макошин день – 2 мая. Еще считают, первое полнолуние мая или последнее – апреля (но это реже.)
О Матушке за один раз много не скажешь... Тут понять надо сердцем...
А придет беда (беда!!!) кликни: "Матушка!"... Все боги – как одна семья. Все равны пред Макошью, все – ее дети.
 
 
...только не надо разбирать по косточкам, кто кому брат, муж, или сват...
...ведь боги – не люди...
 
 
...много солнца на нашей земле... и имен у Солнца – много... не один, несколько богов – ипостаси Солнца... Сложно ? Ничего, привыкайте... Кружево трав, песни рек, ярость жизни... Это легко... Но – не примитивно...
 
 
Дажьбог – Солнце дающее, дарующее силу и людям, и полям. Солнце урожая. Солнце мирной земли. Солнце родины.
Дажьбог – демиург славян, и все мы – дажьбожьи внуки.
Он – старший из братьев, хоть лицом и не стар. Поле спелой пшеницы, золотой свет солнца рано утром...
Закон людской жизни поставил Дажьбог. Чтоб жили внуки по совести.
Дажьбожьи дни – 19 декабря и 19 мая... зимний и летний праздники... Особенно зимой важно – глоток воздуха перед тремя самыми черными днями года...
 
Хорс – Белый Конь. Солнце в движении. Олицетворение бега времен. Благодаря Хорсу времена меняются. Может ли он дать власть над временем? Да, но не всякому. Чай, не домашняя скотинка.
 
Ярила – весеннее ярое солнце, оплодотворяющее землю. Жар любви, что дает новую жизнь. Ярость воина – когда солнце входит в кровь.
Ясный, рыжий, синеглазый, веселый... Скидывается то рыжим туром, то медведем- трехлетком с силищей матерого зверя... Ездит на белом коне...
После Купальской ночи, когда празднуют его свадьбу с Купалой, пропадает ненадолго, до первой жатвы. Там по стерне выходит головешкой. Говорят тогда о Черном Перуне. А это Ярила из подземного царства вернулся. Об эту пору он жесток и грозен. Только воинские утехи принимает...
Прежним становится, когда Таусень зажигает свой огонь. И зимой – вроде, нет его... прячется до поры... Где ? Может, в сердцах влюбленных...
 
 
 
Коляда. Коло - круг, солнце - круг...

 
Сразу после зимнего солнцестояния, после трех черных дней, когда солнышко еле-еле выглядывает, как начнет оно снова в гору идти - 23 декабря Коляде поют.

 
Этот праздник описан не раз и не два, чего уж перемалывать...

 
А вот сам Коляда - тот, кто следит за вращением круга, чтобы времена менялись, как от века положено. Круг года, круг судьбы, еще одно кольцо на стволе дерева - не так-то прост Коляда. За святками, песнями да плясками есть еще некий глубинный смысл его мистерии. Сливаются в морозном небе солнечные круги, летит по небу Хорс... Еще не возрождение, но поворот круга к жизни. На вершок смерть отступила - уже праздник.
 
Коло - круг, и на кругу
Я - стою и я - бегу
Хорс мой! Коло проверни,
Лихолетье отгони!

 
 
Велес - властитель лесов и всего, что с этим связано. Покровитель всех, кто через лес проходит. И охотники, и торговцы, и музыканты - все Велесу кланяются. Называют его люди Скотьим Богом, да только это слишком мало... Просто когда скотину в лесу пасли, само собой, она под власть Велеса попадала... Да, конечно, и скотинка, и пастухи... за компанию...
Но - это далеко не главное в его силе...

 
Многолик и могуч Велес. И черный тур, и матерый медведь, и грозный лесной старец...
А еще владеет Велес мудростью, знанием, его вотчина - подземное царство, где он обращается в Царя-Змея с золотой короной на голове.

 
И все же боги - вечно молоды... Каков Велес? Шапка льняных волос над темными глазами, мягкие сапоги, лук за спиной... То ли солнечный зайчик пляшет на листьях ясеня, то ли Велес оглянулся, мимо прошел... Только услышишь свирель... или - птицу? Коли встретил человек в лесу Ясеневого Лучника - будет ему удача и радость...

 
Велесов день - Комоедицы, 23 марта. В этот день медведь из берлоги выходит. Начинается новый год. Комоедицами заканчивается двухнедельное празднество новогоднее, с 9 марта отсчет... Хоронят зиму с ее метелями да морозным страхом, катятся огненные колеса с горы... В этот день зажигают новый огонь во всех домах, чистый огонь новой жизни...
 
 
 
 
Купала. Темнокосая, синеглазая. Хозяйка вод, покровительница творчества.
В ней, как и во всех богинях Руси, горит огонь Любви.
 
Жена Ярилы, мать купалок. Хранит в лесных озерах одолень-траву. Покровительствет тем, кто не творить не может. Не любит глупых баб.

 
На праздник Купалы, 23 июня, всю ночь горят костры, звучат песни. Празднуют свадьбу Ярилы и Купалы. Прыгают через костры парами. Кто прыгнет выше - у того урожай будет больше. Кто не разнимет рук над пламенем - сохранит огонь Любви. Удачу в течение года бережет уголь, взятый из купальского костра.

 
Купала с Ярилой - пример священного брака, тандема. Соединение огня и воды, символ оплодотворения, новой жизни. Символ творчества, порожденного соединением любящих душ...

 
От брака этого, в эту священную ночь из пара рождаются купалки, прекрасные девушки. Вот только встреча с ними ничего хорошего человеку не сулит. Купалки так прекрасны, что встретит их мужчина - и затоскует навеки, на земную женщину взглянуть не захочет. Встретит купалку женщина - и тоже в тоске проведет остаток дней, ибо никогда ей не быть такой прекрасной. И равнодушны купалки, они человеку ничего дать не могут, потому что сами - из пара, поплывшего над водой в свадебный час Ярилы и Купалы...

 
Ну, про цветок папоротника, что цветет в купальскую ночь, все и так знают. А еще есть у Купалы спутницы. Самовилы. Красавицы-девицы с лебедиными крыльями. (Царевну-Лебедь помните? Вот-вот...) Самовилы ниже богов, но выше людей. Подвигают человека на творчество. Греки их музами назвали, сочли по именам, да только зря они это...
Самовил на земле побольше, чем у Аполлона в свите (Купала - Аполло - Аполлон... Что только люди с именами не делают...)
В отличие от купалок, самовилы - живые, могут любить, могут даже замуж за человека пойти и детей нарожать. Но собою быть не перестают. И нельзя с такой женой обращаться, как с земной женщиной. Обидишь - улетит. С остывшей душой жить не станет...
И еще - нет на земле ничего прекраснее, чем пляска самовилы...

 
 
 
Таусень - хмурый дядька с оселедцем, с сивыми длинными усами. Таусень - осенний огонь.

 
В осеннее равноденствие, 22 сентября, на Таусень, как и на Велесов день, гасили все огни, вычищали печи, очаги, и разносили по домам чистый новый огонь, полученный, как правило, трением. Этот огонь будет греть людей и скотину всю зиму до весны. Лечить хвори, отгонять зло. Таусень роняет листья, с ними на землю падает всякая чертовщина, накопившаяся за лето. Таусень всю эту гадость приморозит, первым снежком прикроет. Там - Зюзя придет, за зиму под снегом все вымерзнет, к весне сопреет, а там - и пахать можно.
 
Суров дядя Таусень, проверяет запасы - хватит ли на зиму? Как ни хорохорься, а глянет Таусень в очи - и уж точно знаешь, как зимовать будешь, сколько наработал, сколько собрал за лето.

 
Воздают Таусеню зерном, хмелем на пиво, мёдом...

 
 
 
Стрибог - бог ветров, великий воин и небесный пастух. Его символы - стрижи, птицы, что на землю не садятся.
 
Вольны ветры над Русью, лишь Стрибог им старшина. Светятся глаза из-под косматых белых бровей, летят по ветру облачно белые волосы и борода, сияет кольчуга, где каждое колечко - вихрь. Может войско вражеское остановить, может весточку отнести, если попросишь хорошенько.
 
А что до погоды... Бродят по небу стада облаков по воле пастуха. Если попросить - может и поближе подогнать, и стороной обвести.
 
Стрибоже, Ветер Божий,
Дай мне погоды тоже!

Гони стада в воду,
Дай нам погоду!

или:

Гони стада с четырех ветров,
Отмой всю гниль с четырех холмов!

 
 
Стрибогу посвящали белого коня, не знавшего узды. При таком жеребце весь табун будет легок в скачке.
 
Сила у него большая, иной раз начнет нечисть сдувать, разгуляется - только крыши с домов летят. Но не враждебен людям Стрибог. Тем, в ком есть свет и воля вольная, всегда поможет. Не зря одной из самых верных клятв была клятва на все четыре ветра, чтоб весь мир слышал, а Стрибог подтвердил.

 
 
 
Авось - бог удачи, счастливого случая.
 
Ладный, лихой, веселый... Серые очи под пепельными кудрями, мягкий шаг, плотницкий топор за поясом... То ли серый утренний туман на деревенской улице, то ли тень за плетнем, то ли скрипнули сами ворота, то ли Авось мимо шел, завернул по дороге. Нигде надолго он не задерживается, никому его не приманить.
 
Почти на одно лицо братья Велес и Авось, часто по одной дорожке ходят, только Авось поближе к людям, ему с ними интересно. Любит тех, в ком ярость жизни и радость. Вспомните, в каких случаях, с каким настроением говорим мы: "Авось, прорвемся!" Когда струна в душе звучит - Авось мимо не пройдет.

 
 
 
Лада и Леля - две Рожаницы, спутницы Макоши, богини любви. Сначала именно их звали Берегинями, позже словом этим духа семьи и дома стали называть.
Леля - любовь-Весна, юная девушка. Лада - не менее прекрасна, любовь-Лето. Кто из них ярче, кто сильнее? Нет ответа. Первая любовь юности, сила любви в зрелости - одно без другого не бывает. Рядом с Матушкой главные они помощницы роду человеческому.
 
Две лосихи-Рожаницы на старинных рушниках, две семиконечные звезды на оберегах - тоже они.
 
Рассказывают люди еще про Леля и Лада, да только не все знают, что Рожаницам любой облик подвластен. Могут они принимать и мужское обличье. По-разному к людям приходит любовь. Вот и говорит с девушками - Лель, с юношами - Леля, с женщинами - Лада, с мужчинами - Лад. Богиням иной раз нетрудно к человеку повернуться тем ликом, что примется.
 
Поют Леле и Ладе в каждом хороводе, на каждом празднике. По весне девицы кумятся, березку завивают, кланяются не только Макоши, но и Рожаницам. На каждой свадьбе услышишь песни Берегиням.
 
 
 
Перун. Небесный воевода. Бог воинов, повелитель грома и молний. Охраняет все живое на земле.
 
В битве покровительствует воинам, только в распре междоусобной - не зовите его, не придет. После битвы забирает воинов павших в свое небесное войско. Рассказывали, войско это видели при больших сражениях против захватчиков. Как перуновы отряды в небе появлялись - у стоящих на земле силы прибавлялось.
 
В сверкающих доспехах, с пучком дротиков-молний появляется Перун во время грозы, чтоб прогнать с земли нечисть. Тут человеку лучше поберечься и на открытом месте не стоять, потому что черти обязательно от Перуновых молний сзади человека будут прятаться. А ну как ненароком попадет?
 
Посвящали Перуну дуб, собирались возле того дуба по праздникам и на совет. На Перунье, 20-21 июля, воинские игры устраивали во славу силы, Русь защищающей, освящали оружие в животворном огне перунова костра.

 
 
 
Сварожич - бог кузнецов и кузнечного дела, одно из имен Огня.
 
Сына своего Сварожича послал к людям Сварог, дабы дать им огонь и научить таинству огненной сварги. С тех самых пор кузнецы сродни волхвам, хранители великой тайны творения.
 
Огонь очищающий, животворящий несет на землю огненная птица Рарог (Рарашек) - инкарнация Сварожича. Чистый огонь, добытый во время мистерии, огонь, сошедший с небес во время грозы - все это Сварожич.
 
Без Сварожича не добыть огонь Силы, не накормить Агуню в Таусень и Комоедицы.
 
 
 
 
Живена - богиня жизни, покровительница всего живого, не только человека, а и всякой пташки и былинки.
 
Как сама жизнь, великолепна и безыскусна Живена. Она всегда рядом, от рождения до смерти.
 
 
 
 
Морена - богиня смерти.
 
Две смерти ходят по Руси. Одна, неназываемая, та, безносая, с косой и в черном клобуке. Идет - и трава под ней не шелохнется. Эта смерть пожирает все, до чего дотянется, обрекает на муку. Но - можно ей не подчиниться, можно ее обмануть, можно за ней не пойти. Когда "безносая" приходит, это еще не значит, что действительно настал последний час. От человека зависит, от всей его жизни.
 
Вот Морена (Марана, Морана) - приходит во всем своем сиянии, когда настает час перехода. Она уводит души в радужный Вырий, она следит за тем, чтоб все было по закону и по совести. Морена...
Морена - Светлая Смерть...
 
Неразлучны прекрасные сестры Живена и Морена. Рядом ходят жизнь и смерть, одно - продолжение другого.
 
 
 
 
Спорыш - бог достатка, урожая, богатства.
 
Кого Спорыш любит - у того дом будет всегда полной чашей. Так же, как и Авось, Спорыш непредсказуем. У кого поселится - неизвестно. Но как усядется на одном месте - не сгонишь. Чтоб ушел Спорыш, сильно надо постараться в ленности да разгильдяйстве.
 
Символ Спорыша - двойной хлебный колос.
 
 
 
 
Правда и Кривда - две богини, что могут судьбу человеческую повернуть. Обе они - олицетворение закона жизни.
 
По Правде - могут жить только боги, ибо они совершенны. Люди к Правде стремятся, чтут ее, но каждый день жить по Правде не в состоянии. Слаб человек, не в силах идти прямым путем.
 
Люди живут по Кривде. Кривда - не ложь, Кривда - путь не прямой. Только и осталось в нашей речи: "Кривая вывезет". Вот-вот, по этой кривой люди и ходят. И называли себя наши предки в одном из родов - "кривичами", тем самым подчеркивая разницу между богами и людьми.
 
 
 
 
Агуня - так зовут огонь домашнего очага. Тот, что всегда согреет, тот, что излечит любую боль. Рядом с ним человек растет, у него учится силе жизни.
 
Теплый и ровный свет Агуни дает силы человеку свершить свой путь на земле.